Белое Море уходит
Атомный ледокол «Вайгач» заводит танкер в порт «Витино». Фото: vk.com/ КАНДАЛАКША | Официальная группа ✔/ Михаил Кульба

Атомный ледокол «Вайгач» заводит танкер в порт «Витино». Фото: vk.com/ КАНДАЛАКША | Официальная группа ✔/ Михаил Кульба

Под Кандалакшей ликвидируют уникальный порт «Витино»

Следственный комитет Мурманской области возбудил уголовное дело по факту частичной и полной невыплаты зарплаты работникам ООО «Морской специализированный порт “Витино”». Порт, располагающийся в поселке Белое море, специализируется на хранении и перегрузке нефтепродуктов. При этом «Витино» — единственный порт на Белом море, переливающий сырую нефть.

Поводом для возбуждения уголовного дела стали материалы прокурорской проверки, по которым общая сумма долга по зарплате 156 работникам порта на 14 февраля составляет свыше 16 млн рублей, сообщает пресс-служба СК. Деньги портовики не получали с августа 2013 года.

В такой же ситуации находятся и 407 работников «Беломорской нефтебазы». Она входит в структуру порта. Уголовное дело по факту невыплаты им зарплаты было возбуждено следственным комитетом еще в ноябре прошлого года. На тот момент долги по зарплате составляли свыше 7 млн рублей. За месяц до этого прокуратурой было подано 900 исков в суд о взыскании с предприятия зарплаты.

Сейчас порт и нефтебаза находятся в вынужденном простое, работникам начисляется по 2/3 зарплаты, но только на бумаге. На днях акционеры и вовсе подали в центр занятости уведомления о ликвидации предприятий. С сотрудниками будут расторгнуты трудовые договора не позднее 25 апреля. Куда пойдут люди и что будет дальше с самим портом, располагающим четырьмя причалами, в том числе двумя глубоководными — неизвестно.

– Причиной всему — корпоративные споры, — рассказывает корреспонденту РП старший помощник прокурора Кандалакши Наталья Шевердова. — Акционеры не смогли договориться между собой, смена директоров предприятий привела к затянувшимся судебным тяжбам вокруг структуры его собственников, в результате с августа у порта нет контрактов на нефтеперевалку, а, соответственно, работы и денег.

Ситуацию с невыплатой зарплаты работникам предприятия пытались разрешить прокуратура и Госинспекция труда. Чтобы погасить хоть часть долгов по зарплате, было арестовано имущество порта. Его продали за 500 тысяч рублей. Но кроме долгов перед работниками у порта и нефтебазы остаются долги по обязательным платежам, перед контрагентами. К тому же, ушел главный клиент «Витино» — «НОВАТЭК», построивший себе терминал в Усть-Луге.

Перепродажи

Последние четыре года для порта и нефтебазы — крупнейших предприятий по транспортировке нефти и газа — стали непростыми. Чтобы понять, почему все происходящее сегодня логично, нужно понять, как вообще «Витино» сменил владельца в 2009 году, и что было после.

В феврале 2009 года стало известно, что нефтепорт был продан через нефтетрейдера ЗАО «НК «Руснефтехим», совладельцами которого являлись Максим Пухликов и Сергей Шекланов, кипрскому оффшору Usarel Investment. Контрольный пакет акций в 51% отошел к бывшему владельцу казахстанского «БТА-Банка» Мухтару Аблязову, оставшиеся 49% получили управляющие и совладельцы банка «БТА-Казань» («дочки» БТА) Сергей Шекланов и Максим Пухликов. Аблязов и Пухликов при этом вложили в порт не собственные сбережения а кредитные.

Спустя некоторое время у Мухтара Аблязова начались проблемы с правительством Казахстана, и он попросил политического убежища в Великобритании. «БТА-Банк» подал в Высший королевский суд иск о признании кредита в $120 млн, выданного Аблязову и Пухликову, незаконным, и потребовал передачи нефтепорта в свою собственность. Кредит одобрил экс-руководитель московского представительства банка Ильдар Хажаев. По материалам дела кредит был выдан подставной голландской компании Chrysopa Holding, а в дальнейшем ушел на счета кипрской Usarel Investment для приобретения компаний White Sea Complex, Northen Operations, ООО «Н-Терминал», ООО «Морской специализированный порт “Витино”» и других. Все эти компании владеют объектами порта Витино. Тогда же стало известно, что офшорная компания приобрела порт у группы Nitekl за $125,9 млн.

Корабль заходит в порт «Витино». Фото: Официальный сайт порта «Витино» http://www.portvitino.com/

Попытки Usarel Investment сменить директоров порта и нефтебазы привели к тому, что бывший директор порта — Александр Яшин, также назначенный Usarel Investment, пошел в суд. Он не согласился со своим увольнением: посчитал, что уволили его не те люди. Дело в том, что внутри Usarel Investment за время владения портом несколько раз менялись акционеры. В итоге почти два года Александр Яшин, фактически не являясь директором, ходит на работу, вместе с новым директором Дмитрием Дубаковым. За это время Яшин успел зарегистрироваться как директор и даже перевести юридический адрес порта в Калугу. После это владелец порта Usarel Investment вместе с новым директором Дубаковым обратились в суд с иском уже на налоговую, утверждая, что инспекция, якобы, незаконно зарегистрировала Яшина директором. После череды судов юридический адрес порта так и не переехал в Калугу, но Яшин официально от должности так и не отстранен.

Ликвидация

Точку поставил Лондонский Высокий суд, по решению которого все акции группы компании «Белое море» (принадлежащей Usarel Investment), куда входят «Беломорская нефтебаза» и порт «Витино» перешли в собственность Казахстанского БТА Банка. 13 января этого года решение вступило в законную силу, новый собственник заявил о ликвидации предприятий. Назначен директор-ликвидатор Владимир Кудинов. После 25 апреля на улице окажутся 281 работник нефтебазы и 124 работника порта.

– Пока ситуация не изменилась, — говорит директор ГОБУ Центра занятости населения Кандалакши Наталья Маленкова. — Но новый собственник активно ищет покупателя на эти объекты. По нашей информации, порт и нефтебазу хотят купить две компании, какие — пока неизвестно. В сложившейся ситуации было бы идеальным вариантом продать их до 25 апреля. Конечно, сокращение работников будет неизбежным, но большая часть их все же останется работать на предприятии.

Сами работники порта и нефтебазы еще на что-то надеются и не верят, что огромный мощный комплекс заглохнет в одно мгновение. Поэтому не увольняются, хотя денег не видят.

– Труднее всего пришлось тем семьям, где в порту или на нефтебазе работали и муж, и жена, — рассказывает председатель первичной профсоюзной организации АПК Кандалакши, работник нефтебазы Сергей Гайдуков. — Вот им пришлось выживать. Как мы справляемся? Кто халтуру берет, кто поехал работать в Питер, в другие города. Я, например, подрабатываю в такси. У нас же на этих предприятиях работал весь поселок Белое Море и вся Кандалакша. Не будет порта и нефтебазы — поселок умрет.

Поселок Белое море. Фото: vk.com/ н.п. Белое Море Кандалакшского района

С директорами, говорит Сергей, разговаривал со всеми — и уволенными, и вновь поставленными. Всех спрашивал: кто понесет ответственность, что будет дальше? Но вразумительного ответа не услышал. Зарплаты, рассказывает, высокими не назовешь: средняя — порядка 17 тысяч рублей. Хорошо получали только сливщики, у них выплаты доходили до 35 тысяч рублей. Сейчас, по словам Сергея, он имеет долги за коммуналку, кредиты и беспросветное будущее.

По коммуналке, правда, многие сумели договориться взаимозачетами: оплата в счет начисляемой, но пока невидимой зарплаты, говорит Сергей. По кредитам — приезжала администрация области, обещала помочь реструктуризировать.

– Директора наши сами не работают и другим не дают! — говорит Гайдуков. — Акционеры деньги не поделили, а мы в дураках остались!

«Надо, наверное, продать машину»

Администрация Кандалакши в курсе ситуации, но относится к ней крайне неопределенно:

– Понимаете, мы же не имеем права вмешиваться в работу частного предприятия, — отвечает на вопрос о помощи сотрудникам предприятий, первый заместитель главы администрации МО Кандалакшский район Илья Ходырев. — А если купили машины в кредит, то надо, наверное, продать машину.

По информации «Русской планеты» сейчас перед администрацией поселка Белое Море сейчас остро стоит вопрос, касающейся портовой котельной, от которой отапливается весь населенный пункт и сети водоснабжения. В администрации пытаются понять, как перевести котельную в собственность поселка.

В порту и на нефтебазе комментировать ситуацию корреспонденту РП отказались. На вопрос о том, как предприятие будет платить работникам, сколько должно вообще и что предпринимается для сохранения порта и нефтебазы, представитель ответил:

– Я вам так сразу не скажу. Пришлите мне запрос по электронной почте, — сказал финансовый директор Антон Аважанский, назначенный директором-ликвидатором Владимиром Кудиновым.

Министр строительства Мурманской области Андрей Изотов: «Кто сказал, что жилье не дешевеет?» Далее в рубрике Министр строительства Мурманской области Андрей Изотов: «Кто сказал, что жилье не дешевеет?»«Русская планета» поговорила с главным строителем Заполярья о том, почему не удается обеспечить каждую семью квартирой Читайте в рубрике «Общество» В очередь…Дмитрий Дюжев позволил себе неосторожные высказывания о культурном уровне отечественных зрителей и был обвинен в унижении достоинства россиян В очередь…

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»